Проверка товарного знака

Учитывая, что на сегодняшний день в России количество действующих регистраций товарных знаков превысило одного миллиона, вероятность того, что обозначение окажется сходным с каким-либо из зарегистрированных товарных знаков, достаточно велика. Поэтому поиск на тождество и сходство такого средства индивидуализации как товарного знака осуществляется до подачи заявки в патентное ведомство, что позволяет избежать возникновению проблем при экспертизе в патентном ведомстве и возможного отказа в регистрации.

Полноценная проверка товарного знака на тождество и сходство  должна осуществляться по следующим базам:

  • знаки, зарегистрированные на территории Российской Федерации.
  • заявки, поданные на регистрацию на территории Российской Федерации.
  • международные знаки (ROMARIN), действующие на территории Российской Федерации.

Реестр зарегистрированных товарных знаков, которые имеют правовую охрану на территории Российской Федерации, находится на сайте  Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС). Доступ к данной информации свободный, но без возможности проведения поиска по товарному знаку. Поэтому проверка или поиск в открытом реестре патентного ведомства, по каким-либо критериям, возможна лишь посредством просмотра каждой регистрации товарных знаков и поданных заявок.

Со списком международных знаков, действующих на территории Российской Федерации, можно ознакомиться на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO – World International Property Organization) путём проведения поиска в поисковой системе «ROMARIN» (www.wipo.int). Доступ к системе «ROMARIN» свободный. Система позволяет провести проверку по международным торговым маркам с указанием территории Российской Федерации.

Проверка товарного знака на тождество и сходство дает представление о том, какие знаки уже зарегистрированы или заявлены на регистрацию и используются для однородных классов МКТУ. Если вариантов обозначения несколько, то такой поиск, т.е. проверка поможет отсечь явно неподходящие обозначения для регистрации в качестве товарных знаков.

В процессе рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака, эксперты патентного ведомства осуществляют экспертизу заявленного обозначения согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации. В соответствии с положениями прописанными данным кодексом, не могут быть зарегистрированы обозначения, которые идентичны или сходны настолько, что их можно спутать с обозначениями, ранее зарегистрированными или поданными на регистрацию для таких же или однородных товаров и услуг на территории Российской Федерации, международных регистраций действующих на территории Российской Федерации, со знаками, которые признаны общеизвестными, а так же известными на территории Российской Федерации фирменными наименованиями (подробнее смотри в ст. 1438 Гражданского кодекса РФ).

Сходство обозначений определяется путём проведения поиска по зарегистрированным знакам и по поданным заявкам на регистрацию заявленных обозначений и сопоставительный анализ на звуковое (фонетическое), графическое (визуальное) и смысловое (семантическое) сходство. По каждому из этих критериев оценивается степень сходства, и определяется, может ли обозначение привести к смешению с другими зарегистрированными товарными знаками.

Анализ сходства знаков проводится с точки зрения восприятия обозначения потребителем. Например, согласно методологическим основам проверки знака на тождество, сходство и однородность, во внимание, прежде всего, необходимо принимать не наличие сходства обозначений, а вероятность введения в заблуждение потребителей. Более подробно методические подходы изложены в Методических рекомендациях по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство (читать далее Методические рекомендации по проверке товарного знака).

Следует заметить, что при определении сходства торговых марок, в зависимости от того, к какому классу международного классификатора товаров и услуг относятся товары, применяются различные требования. Например, по отношению к товарам широкого потребления практикуется более строгий подход, чем к товарам производственно-технического предназначения. Более подробно об этом изложено в Методических рекомендациях по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания (читать далее Методические рекомендации по однородности товаров).

На решение о регистрации товарного знака влияет не только результат проверки на тождество и сходство по установленным методикам, но и требования к товарным знакам, установленные действующим законодательством.