Учитывая, что на сегодняшний день в России количество действующих регистраций товарных знаков превысило одного миллиона, вероятность того, что обозначение окажется сходным с каким-либо из зарегистрированных товарных знаков, достаточно велика. Поэтому поиск на тождество и сходство такого средства индивидуализации как товарного знака осуществляется до подачи заявки в патентное ведомство, что позволяет избежать возникновению проблем при экспертизе в патентном ведомстве и возможного отказа в регистрации.
Полноценная проверка товарного знака на тождество и сходство должна осуществляться по следующим базам:
Реестр зарегистрированных товарных знаков, которые имеют правовую охрану на территории Российской Федерации, находится на сайте Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС). Доступ к данной информации свободный, но без возможности проведения поиска по товарному знаку. Поэтому проверка или поиск в открытом реестре патентного ведомства, по каким-либо критериям, возможна лишь посредством просмотра каждой регистрации товарных знаков и поданных заявок.
Со списком международных знаков, действующих на территории Российской Федерации, можно ознакомиться на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO – World International Property Organization) путём проведения поиска в поисковой системе «ROMARIN» (www.wipo.int). Доступ к системе «ROMARIN» свободный. Система позволяет провести проверку по международным торговым маркам с указанием территории Российской Федерации.
Проверка товарного знака на тождество и сходство дает представление о том, какие знаки уже зарегистрированы или заявлены на регистрацию и используются для однородных классов МКТУ. Если вариантов обозначения несколько, то такой поиск, т.е. проверка поможет отсечь явно неподходящие обозначения для регистрации в качестве товарных знаков.
В процессе рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака, эксперты патентного ведомства осуществляют экспертизу заявленного обозначения согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации. В соответствии с положениями прописанными данным кодексом, не могут быть зарегистрированы обозначения, которые идентичны или сходны настолько, что их можно спутать с обозначениями, ранее зарегистрированными или поданными на регистрацию для таких же или однородных товаров и услуг на территории Российской Федерации, международных регистраций действующих на территории Российской Федерации, со знаками, которые признаны общеизвестными, а так же известными на территории Российской Федерации фирменными наименованиями (подробнее смотри в ст. 1438 Гражданского кодекса РФ).
Сходство обозначений определяется путём проведения поиска по зарегистрированным знакам и по поданным заявкам на регистрацию заявленных обозначений и сопоставительный анализ на звуковое (фонетическое), графическое (визуальное) и смысловое (семантическое) сходство. По каждому из этих критериев оценивается степень сходства, и определяется, может ли обозначение привести к смешению с другими зарегистрированными товарными знаками.
Анализ сходства знаков проводится с точки зрения восприятия обозначения потребителем. Например, согласно методологическим основам проверки знака на тождество, сходство и однородность, во внимание, прежде всего, необходимо принимать не наличие сходства обозначений, а вероятность введения в заблуждение потребителей. Более подробно методические подходы изложены в Методических рекомендациях по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство (читать далее Методические рекомендации по проверке товарного знака).
Следует заметить, что при определении сходства торговых марок, в зависимости от того, к какому классу международного классификатора товаров и услуг относятся товары, применяются различные требования. Например, по отношению к товарам широкого потребления практикуется более строгий подход, чем к товарам производственно-технического предназначения. Более подробно об этом изложено в Методических рекомендациях по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания (читать далее Методические рекомендации по однородности товаров).
На решение о регистрации товарного знака влияет не только результат проверки на тождество и сходство по установленным методикам, но и требования к товарным знакам, установленные действующим законодательством.