Выполняя одну и ту же функцию и имея в связи с этим общие признаки, товарные знаки (торговая марка) в то же время весьма разнообразны. В литературе встречаются различные основания для их классификации, но все они основаны на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации. Но самое главное — товарный знак (торговая марка) должен обладать различительной способностью. Гражданский кодекс не устанавливает исчерпывающего перечня видов товарных знаков. Действующее законодательство регулирующее правовую охрану товарного знака устанавливает следующие виды знаков: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения, а также их комбинации.
Наиболее популярными являются словесные товарные знаки (торговые марки), они обладают большей различительной способностью, чем другие виды знаков. Такие знаки могут восприниматься и на слух, и визуально, что делает их более доступными потребителю, например, с помощью устной рекламы. Словесные товарные знаки разнятся между собой. Они могут представлять собой отдельное слово или словосочетание, например, существительное с прилагательным. В последнее время большую популярность приобрело использование в качестве словесного товарного знака целой значимой фразы, иногда называемой «слоганами».
Все чаще появляются искусственно образованные (иногда их называют фантазийными) слова. Как правило, такие слова используются для маркировки фармацевтических препаратов, химических веществ и т.п. Зачастую в этом новом слове содержится указание на какой-либо химический элемент, входящий в препарат, или вещество, но иногда такой связи не прослеживается, да и цели такой не ставится.
К изобразительным обозначениям могут относиться изображения живых существ, предметов, природных или созданных человеком объектов, фигуры любых форм — квадраты, овалы, прямоугольники, ромбы и т. п., композиции линий, пятен, фигур на плоскости. Натуралистическое изображение вышеназванных объектов встречается в товарных знаках очень редко. Как правило, они в различной степени стилизованы. В большинстве случаев изображения являются абстрактными. Возможно и использование символов, но в этих случаях нельзя забывать о том, что использование общепринятого символа в обозначении может повлечь отказ в регистрации товарного знака (в регистрации торговой марки).
К наиболее привлекательным и охраноспособным обозначениям относятся достаточно простые, лаконичные изображения, не перегруженные всевозможными декорирующими элементами. Простое обозначение легче запоминается, обладает различительной способностью, внимание потребителя не рассеивается на многочисленные составляющие элементы, присущие, например, сложным изобразительным обозначениям.
Объемный товарный знак (торговая марка) есть изображение какого-либо объекта, фигуры, комбинации линий и т. п. в трех измерениях — по длине, ширине и высоте. По существу это является изображением формы изделия либо его упаковки. При этом необходимо, однако, иметь в виду, что объемное изображение известного всем предмета не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Оно должно обладать различительной способностью, т.е. быть оригинальным, непохожим на другие изделия аналогичного назначения. Чаще всего в качестве объемных товарных знаков охраняется оригинальная упаковка товара, например, коробка для конфет или печенья, банка или бутылка для напитка, флакон для духов или туалетной воды и т. п.
К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.д. Например, комбинированным обозначением может быть обозначение, включающее стилизованное изображение какого-либо архитектурного сооружения, и слово либо словосочетание. Зачастую словесным элементом комбинированного знака является часть фирменного наименования владельца товарного знака (торговой марки).
Широкое распространение в последние годы получили комбинированные товарные знаки (торговые марки) в виде этикеток: этикетки для напитков, лекарственных препаратов, обертки для конфет, печенья. В качестве комбинированных товарных знаков (торговых марок) заявляются фрагменты коробок для конфет, чая, сигарет и т.д.
Как уже указывалось выше, Гражданский кодекс Российской Федерации установил не исчерпывающий перечень видов товарных знаков. Помимо прямо названных Гражданским кодексом Российской Федерации различают звуковые, световые, обонятельные и другие виды товарных знаков. Особое место среди товарных знаков занимают коллективные знаки. Их отличие от других видов товарных знаков заключается в статусе субъекта права на знак, в режиме использования знака. В качестве коллективного знака может быть зарегистрировано в патентном ведомстве любое из перечисленных выше обозначений — словесное, изобразительное, комбинированное и т.д.
Цвет или цветовое сочетание товарного знака зависят от желания заявителя, патентное ведомство регистрирует обозначение в том цвете, в котором оно заявляется. При этом и правовая охрана товарному знаку предоставляется в том виде и соответственно в том цвете, в каком он зарегистрирован. То есть если в патентном ведомстве зарегистрирован товарный знак (зарегистрирована торговая марка) в черно-белом исполнении, то и охраняется он в таком же исполнении. При этом, правда, не надо забывать о том, что нарушением исключительных прав владельца товарного знака признается использование не только самого товарного знака, но и обозначения, сходного с ним до степени смешения. Когда представлены варианты исполнения товарного знака в различных цветовых сочетаниях, очень редко можно сказать, что это принципиально другое обозначение. Таким образом, регистрация товарного знака (регистрация торговой марки) в каком-либо одном цветовом сочетании в большинстве случаев косвенным образом охраняет это обозначение, выполненное в другом цветовом сочетании.