История товарного знака (торговой марки) как средства индивидуализации имеет многовековую историю. С давних времен люди помечали свои вещи особыми знаками собственности, чтобы их можно было отличить от чужих.
Примерно 5000 лет до нашей эры, когда появилось производство глиняной посуды, на ней стали наносить такие обозначения, которые в настоящее время можно отнести к товарным знакам. Одним из тысячи различных гончарных клейм было фабричное клеймо FORTIS. Это клеймо было настолько известным, что часто подвергалось подделыванию.
В период царствования императора Хонг-То посуда, которую производили в Китае, была маркирована первыми отчетливыми обозначениями. Эти обозначения указывали на имя правящего императора или производителя.
Гончары древнего Рима свои изделия помечали особыми клеймами, по которым покупатель мог легко отличить их изделие от других. Например, в развалинах древнеримского города Помпеи был обнаружено клеймо с изображением ряда свиных окороков которое служило вывеской мясной лавки. Также была известна римская маркировка кирпича. Она отличалась от маркировок из других мест большим объемом информации на ней. Маркировка римского кирпича содержала дату и материал, из которого сделан кирпич. Производитель нес ответственность за здание, которое строилось из такого кирпича.
В средневековье с развитием торговли, товары, производимые гильдиями ремесленников и купцов, помечались специальными клеймами. В дальнейшем это стало гарантией качества. Тогда же торговая гильдия предложила обязательное использование торговых марок. Это обязывало производителя соответствовать определенным стандартам качества и тем самым защитить свою репутацию. В производстве какого-либо продукта могли участвовать сразу несколько ремесленников. В данном случае каждый из ремесленников имел право оставить свое клеймо на результате своего труда. В металлургии эта традиция существует и по сей день, хотя закон этого не обязывает.
В 1266 году английским Парламентом был принят первый законодательный акт, касающийся торговых знаков, и в соответствии с которым каждый пекарь был обязан проставлять на хлебе свой знак. Это делалось для того, чтобы в случае несоответствия хлеба стандартам можно было определить виновного.
В России одно из первых упоминаний товарного знака датируется 22 апреля 1667 года в Новоторговом уставе. В нем впервые упоминается необходимость проставлять «на товарах клейма, печати, всякие разные признаки». Устав содержал правовые нормы, которые регулировали внутреннюю и внешнюю торговлю. Согласно Уставу клеймо свидетельствовало об уплате пошлины. В скором времени принимается правительственный указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными или заводскими знаками.
До начала промышленной революции торговые марки имели ограниченное применение. Промышленная революция, которую можно назвать расцветом использования и регистрации торговых марок, дала возможность использования знаков (торговых марок) как средство рекламы.
Промышленный переворот, произошедший сначала в Англии, а потом и в других европейских странах, при переходе от мануфактуры к машинному производству, привел к росту производства товаров. Товары стали перевозить на дальние расстояния, что существенно затрудняло определение производителя. Развитие производства и обострение конкуренции между производителями способствовало резкому увеличению количества знаков и масштабов их использования. Их появление связано с периодом становления товарно-денежных отношений. Еще большее распространение товарные знаки получили в 19-м веке, когда стало развиваться массовое производство товаров, а предприниматели начали воспринимать торговый знак как предмет интеллектуальной собственности, понимая, что зарегистрированный знак в патентном ведомстве способен не только обезопасить их как правообладателей, но и принести им значительную прибыль. В связи с возросшей конкуренцией и борьбой за продвижение товаров на рынке возникала необходимость в регистрации торговой марки в патентном ведомстве.
Первый закон в России был принят еще в 1830 г. По закону владельцы суконных, шляпных, бумажных и других фабрик обязаны были иметь прочные клейма. Подделка чужого клейма рассматривалась как уголовно наказуемое деяние.
В 1896 году вступает в силу закон «О фабричных и торговых марках и клеймах». Товарными знаками признавались «всякого рода обозначения, которые служили отличием одних товаров от других». Свидетельства на товарные знаки выдавались отделом торговли министерства торговли и промышленности. В этот период стали появляться крупные российские бренды, которые со временем приобрели широкую известность. Среди таких были: «Павелъ Буре», «Смирновъ», «Эйнемъ». Популярность последнего была на столько велика, что даже после национализации и переименовании конфетной фабрики «Эйнемъ» в «Красный Октябрь» еще долгое время на продукции добавлялось «бывш. Эйнемъ».
В России после революции 1917 года были приняты различные законодательные акты, которые были регламентом отношений в области охраны и регистрации знаков: Декрет Совета народных комиссаров 1918 года «О пошлинах», Постановление Высшего совета народного хозяйства 1919 года, Декрет Совнаркома РСФСР 1922 года и т.д. Вместе с тем, в советский период индивидуализация товаров и услуг, а так же охрана и защита торговых марок не имели должной актуальности. Во многом это объяснялось отсутствием частной собственности и жесткой конкуренции. Так, например, более 100 заводов занимались производством пива «Жигулевское».
Возникновение интереса к торговым маркам в начале 90-х годов было вызвано появлением частной собственности, открытием свободного рынка и, как следствие, регистрации большого количества частных предприятий. Возникла необходимость в защите производителей и потребителей от подделок. Существенным шагом в развитии законодательства о регистрации торговых марок стало принятие 3 июня 1991 года закона СССР, который должен был вступить в действие с 1 января 1992 года. Данный закон не только повышал уровень нормативной регламентации в области регистрации товарного знака, но и был разработан на основе учета требований рыночной экономики.
В связи с распадом Советского Союза закон так и не вступил в силу. Тем не менее, он послужил хорошей базой при разработке Верховным Советом РФ Закона РФ «О товарных знаках, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров», который был принят 23 сентября 1992 года и вступил в действие с 17 октября 1992 года. Данный закон ввел впервые в России охрану наименований мест происхождения товаров, которые раньше не выделялись в качестве самостоятельных объектов промышленной собственности.